Жизнь - прекрасная штука, друзья мои!

Previous Entry Share Next Entry
Кто такие, на самом деле, юродивые?
elena_ryabchev


Да, я все-таки попала в субботу на замечательную экскурсию Елены Анатольевны Мокроусовой в Храм Василия Блаженного, о которой писала тут. Я чувствовала, что в теме юродивых есть какой-то тайный смысл, загадка, мистика, и совершенно не разочаровалась.

Вот вы думаете юродивые - это кто? В первую очередь, наверное, грязные, оборванные, а то и вовсе голые люди, совершенно безумные и собирающие милостыню. Так-то оно так, да не совсем. Второе прозвище этих людей - блаженные, а слово "блаженный" означает "в высшей степени счастливый" (словарь Ожегова) или "счастливый, невозмутимо радостный" (словарь Ушакова). С чего им, казалось бы, радоваться? Кстати, и слово "юродивый" приобрело свое отрицательное значение в России только в 18 веке. В некоторых славянских языках, например, польском, слово "uroda" до сих пор означает "красота".



Оказалось, что юродство - понятие духовное. Это особая практика общения с Богом, сродни дервишам, например, в суфизме. Юродивых за всю историю человечества известно немного, согласно одному источнику их существовало всего 36, согласно другому - 16. На Руси их было всего 6, из них трое жили в Москве - ранее упомянутые Максим Блаженный, Василий Блаженный и Иоанн Блаженный, о них подробно расскажу в следующем посте.

Расцвет юродства на Руси пришелся на 15-17 век. Его основные черты - парадоксальность и провокативность. Парадоксальность состояла в том, что юродивые были нормальными и только казались сумасшедшими, это была внешняя игра, представление, театр для остальных. Провокативность - именно в поступках и внешних проявлениях, таких как нагота или рубище, безумный вид и поступки. Обычно они говорили непонятную чушь, но если нужно было сказать что-то важное человеку, они говорили так, чтобы он понял. Недаром Иван Грозный с большим уважением относился к Василию Блаженному и советовался с ним по некоторым государственным вопросам. Сохранились исторические свидетельства, что оставаясь ночью наедине с собой, эти люди молились Богу за себя и окружающих людей, как монахи.

То есть, как сказала Елена Анатольевна, смысл подвига юродивых - "претерпеть". На самом деле, трудно себе даже представить, что может чувствовать нормальный психически человек, вынужденный по обету сознательно играть роль голого сумасшедшего безумца. Хотя, возможно, эти люди достигали состояния сатори и внутреннего блаженства такими вот нетривиальными способами, и становились выше этого физического мира, равняясь с Богом. Как знать, как знать.

© Елена Рябчевских



Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

Posts from This Journal by “Москва” Tag


  • 1
Интересно!
Про то, что это была роль - никогда не слышала, удивлена. Всегда считала, что они были и в самом деле другие (не обязательно ненормальные)

Оказывается, это была особая форма служения, и на нее было необходимо благословение от высокого духовного лица (старца или высокопоставленного монаха).

Ой, я тоже всегда считала, что это юродивость не актерство, а способ общения очень мудрого и знающего, потому сильно разочарованного (объяснить в лоб никому никогда ничего нельзя :)) и стремящегося разорвать шаблоны людские с целью показать их со стороны. Ну, то есть да, монах. Но который не ушел в скит, а остался в миру.

Вот нет, это был весьма специфический способ взаимодействия с внешним миром. Особый способ служения, на который было необходимо получить благословение.

И чего нынче среди православных юродивых не назначают? О_о

Думаю, за отсутствием желающих)))
Вряд ли допустит МВД, чтобы голышом человек у Храма Василия Блаженного сидел?))

Ну да. Вон, один попробовал к брусчатке прибиться - не поняли, не оценили. А все почему - благословения не получил :))))

Смотришь в корень!)))

"эти люди достигали состояния сатори и внутреннего блаженства и становились выше этого физического мира".

Думаю, так и есть. Просветленные. Играли роль проповедников вот таким нетрадиционным способом, сообразно духу времени и места.

Получается, Инна, так.) Со временем эту идею извратили и в России стали появляться лже-юродивые (середина 17 века) и Петр I издал указ о том, чтобы находить их и наказывать. Но кто же будет отделять истинное от ложного? Через несколько десятков лет юродивые как явление полностью исчезли в России.

Где-то неделю назад начал читать книгу ЛАВР писателя Водолазкина. Отзывы самые разные. Но мне она легла на душу. Там, как раз , поднимается эта тема юродивых. А ещё любви, искупления и святости.

Спасибо, почитаю! :)
Любопытная тема, и редко кем обсуждаемая.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account